Дата 4 ноября – неоднозначная, именно поэтому каждый год историки и политики возвращаются к обсуждению темы, каковы исторические корни Дня народного единства, который отмечают в России с 2005 года. Давайте попробуем разобраться и мы.
Учиться любви к Родине
— О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать – мало кому известно, — рассказывает полковой атаман городского казачьего общества «Николо-Александровское» Валерий Мирошниченко. — Для спасения требовались всего две вещи: люди в войско и деньги на организацию похода. Людей было достаточно, и деньги у жителей Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда было предложено сделать раскладку средств по населению, люди сказали: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь, – и денег не давали. Тогда Козьма Минин бросил свой знаменитый клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жён и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Россия…
Глядя в далёкий 1612 год, с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения освободили Москву от интервентов 8 ноября.
Откуда взялась дата?
Дело в том, что закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке. И в жуткой спешке авторы всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» — величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы вместо 10 дней — как положено для событий XVII века — прибавили к дате церковного праздника 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4 ноября.
Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской, – именно 4 ноября русская православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года грамотой царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.
Князя Дмитрия Пожарского сопровождал этот образ в его триумфальном походе на Москву.
Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой, Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией. Минин и Пожарский были против конкретной воровской боярской олигархии, захватившей страну и распродававшей её полякам.
События 8 ноября 1612 года и 7 ноября 1917 года имеют одну общую суть – народ смёл неугодную власть. Это редкие в отечественной истории моменты торжества народного единения.
День памяти всех казаков
— Нужен ли такой праздник? Чтобы почувствовать единение со всей Россией. У нас общая история, культура, настоящее и будущее. Общие радости, поводы для гордости.
Для атамана нет разделения на «белых» и «красных». Для него День народного единства — день памяти всех казаков, погибших в годы войны, когда народ был разъединён. И только беда сплотила людей…
А теперь вспомним историю, 1919 год, Хабаровск. Здесь началось восстание против атамана Калмыкова. Выступил 1-й Уссурийский казачий полк, состоящий из казаков, служивших ранее в Красной гвардии, а также часть артдивизиона, у которых не было орудий, и пулемётная команда — около 500 человек.
Толпа казаков окружила калмыковский штаб на углу Муравьёво-Амурской и Корсаковской (улица Волочаевская. — Прим. авт.), чтобы захватить Калмыкова, но атаман укрылся в японском консульстве. Силы были неравны. Особый казачий отряд Калмыкова и японский гарнизон перекрыли восставшим выходы из города. Тогда те вышли в расположение американского гарнизона, сдали оружие и были интернированы…
А теперь обратимся к цитате президента РФ В. Путина о значении казачества: «Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах русской армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи».
Государство стало активно выстраивать казачью вертикаль с января 2009 года, когда появился Совет по делам казачества при президенте России. Именно тогда власть перешла от декларированной заботы о казаках к действиям. Более того, началось финансирование проектов — образовательных, культурных — для реестровых казаков. Так, программа по развитию казачества включена в федеральную целевую «Программу по укреплению российской нации и этнокультурному развитию народов России».
Сегодня в амурское казачество входят люди различных профессий, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, молодежь, клуб Хабаровской военной исторической реконструкции. Сегодня бойцы этого подразделения готовятся к очередному «сражению» периода Великой Отечественной войны.
Представьте поле боя, на котором две роты солдат, одетых в красноармейскую и немецкую форму, проводят по всем правилам военную операцию.
Хорошей традицией для активистов стали встречи в школах, в библиотеках, в Хабаровской кадетской школе, в воинских частях, куда они приходят с концертами, с лекториями об истории создания казачества на хабаровской земле — о казаках-первопроходцах, вошедших в историю освоения Дальнего Востока.
ВРЕЗКА: Государство стало активно выстраивать казачью вертикаль с января 2009 года, когда появился Совет по делам казачества при президенте России.
Александр САВЧЕНКО.