«Ура» над Россией!

Дата 4 ноября – неоднозначная, именно поэтому каждый год историки и политики возвращаются к обсуждению темы, каковы исторические корни Дня народного единства, который отмечают в России с 2005 года. Давайте попробуем разобраться и мы.

         Учиться любви к Родине

           —  О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать  –  мало кому известно, —  рассказывает  полковой атаман городского казачьего общества  «Николо-Александровское»  Валерий Мирошниченко.  —  Для спасения требовались всего две вещи: люди в войско и деньги на организацию похода. Людей было достаточно, и деньги у жителей Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда было предложено сделать раскладку средств по населению, люди сказали: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь, – и денег не давали. Тогда Козьма Минин бросил свой знаменитый клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жён и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Россия…

         Глядя в далёкий 1612 год, с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения освободили Москву от интервентов 8 ноября.

Откуда взялась  дата?

Дело в том, что закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке. И в жуткой спешке авторы всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» — величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы вместо 10 дней — как положено для событий XVII века  —  прибавили к дате церковного праздника 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4 ноября.

 Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской, – именно 4 ноября русская православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождал этот образ в его триумфальном походе на Москву.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой, Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией. Минин и Пожарский были против конкретной воровской боярской олигархии, захватившей страну и распродававшей её полякам.

 События 8 ноября 1612 года и 7 ноября 1917 года имеют одну общую суть – народ смёл неугодную власть. Это редкие в отечественной истории моменты торжества народного единения.

 День памяти всех казаков

—  Нужен ли такой праздник?   Чтобы почувствовать единение со всей Россией. У нас общая история, культура, настоящее и будущее. Общие радости, поводы для гордости.

Для атамана нет разделения на «белых» и «красных».   Для него День народного единства   —  день памяти всех казаков, погибших в годы войны, когда народ был разъединён. И только беда сплотила людей…

А теперь вспомним историю, 1919 год, Хабаровск.  Здесь началось восстание против атамана Калмыкова. Выступил 1-й Уссурийский казачий полк, состоящий  из казаков, служивших ранее в Красной гвардии, а также часть артдивизиона, у которых не было орудий, и пулемётная команда — около 500 человек. 

  Толпа казаков окружила калмыковский штаб на углу Муравьёво-Амурской и Корсаковской (улица Волочаевская.  — Прим. авт.), чтобы захватить Калмыкова, но атаман укрылся в японском консульстве. Силы были неравны. Особый казачий отряд Калмыкова и японский гарнизон перекрыли восставшим выходы из города. Тогда те вышли в расположение американского гарнизона, сдали оружие и были интернированы…

А теперь обратимся к цитате президента РФ В. Путина о значении казачества: «Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах русской армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи».

Государство стало активно выстраивать казачью вертикаль с января 2009 года, когда появился Совет по делам казачества при президенте России. Именно тогда власть перешла от декларированной заботы о казаках к  действиям. Более того, началось финансирование проектов   —  образовательных, культурных   —  для реестровых казаков. Так, программа по развитию казачества включена в федеральную целевую «Программу по укреплению российской нации и этнокультурному развитию народов России».

 Сегодня в амурское казачество входят люди различных профессий, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, молодежь, клуб Хабаровской военной исторической реконструкции.  Сегодня бойцы этого подразделения готовятся к очередному «сражению» периода Великой Отечественной войны.

Представьте поле боя, на котором две роты солдат, одетых в красноармейскую и немецкую форму, проводят по всем правилам военную операцию. 

Хорошей традицией для активистов стали встречи в школах, в библиотеках, в Хабаровской кадетской школе, в воинских частях, куда они приходят с концертами, с лекториями  об истории создания казачества на хабаровской  земле  —  о казаках-первопроходцах,  вошедших в историю освоения Дальнего Востока.

ВРЕЗКА: Государство стало активно выстраивать казачью вертикаль с января 2009 года, когда появился Совет по делам казачества при президенте России.

Александр САВЧЕНКО.