Дальневосточная земля по-царски

С мая 2016 года в России действует закон «Об особенностях представления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе». Дальневосточный гектар, как и в столыпинские времена, манит поселенцев из центральной России на Дальний восток.

В середине XIX столетия, после окончательного присоединения земель по Амуру и в Приморье, Россия получила огромный и почти безлюдный край. К тому же отделённый от мест проживания основной массы населения сотнями, даже тысячами вёрст сибирской тайги и бездорожья. Но всего за полвека властям Российской империи удалось решить вопрос заселения Дальнего Востока, предоставляя землю, помощь и льготы переселенцам. Сегодня такой урок истории будет как никогда актуален.

        Сто десятин  на одну семью

           Теперь о малоизвестном факте дальневосточной истории. В 1862 году были разработаны «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях».
          Этот документ определял порядок переселения в Дальневосточный край и его освоение. Как актуально это звучит сегодня — с переселением, наделением «дальневосточного гектара». Были определены льготы правительства всем, кто желал переселиться. Выделялись участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность. В правилах детально расписывались все условия, к примеру, переселенцы освобождались от отбывания рекрутской повинности в течение десяти наборов и навсегда — от подушных податей.

Первыми жителями новых земель стали казаки. В 1858 года указом царя Александра II было образовано Амурское казачье войско. Вскоре появилось «Положение об Амурском казачьем войске» — первый документ в российской истории, регулировавший предоставление земель в регионе.

Водворяемые в Приамурье казаки неохотно покидали хлебородные берега Шилки и Онона, поэтому многие богатые, предпочитая остаться на родине, нанимали за себя «охотников» из бедняков, которые отправлялись за них в Амурскую область. Ещё до начала Амурских сплавов Муравьёв превратил крепостных горнозаводских крестьян в казаков и сформировал из них в 1851 году Забайкальское казачье пешее войско, значительная часть которого попала на Амур. Это превращение историк Богданов описывал так : « И начали их стричь, брить, бить и поворачивать направо, налево». 

К концу 1862 года обязательное переселение этой категории на Амур завершилось. Их численность в этот период составила 11850 душ. Амурское казачье войско составило кордонную линию пограничной стражи. Все мужское казачье население с 17 летнего возраста до 56 лет, кроме воинской повинности,  несло обязанности по содержанию дорог в районе своих станиц, перевозы через реки и ручьи, были обязаны давать постой для проходящих воинских команд, провозить казачью почту, назначать сторожей для охраны общественных зданий, заниматься их ремонтом. Главным занятием кроме охраны границы, были :рыбный промысел, звероловство и охота, содержание почтовых станций и лесной промысел.

В 1862 году на берегах Амура насчитывалось 67 казачьих станиц с населением почти в 12 тысяч человек, а в Приморье — 23 станицы, где проживали 5 тысяч казаков.

По три  рубля за десятину

Всего через год, в 1862 году, по недавно безлюдным берегам Амура насчитывалось 67 казачьих станиц с населением почти в 12 тысяч человек, а в Приморье — 23 станицы, где проживали 5 тысяч казаков.

Но для огромных пространств Дальнего Востока этого было ничтожно мало. Новое казачество позволило лишь организовать пограничную охрану, для полноценного освоения земель требовались даже не десятки, а сотни тысяч переселенцев.

Поэтому по  «Правилам» 1861 года, переселившиеся на Дальний Восток крестьяне получали бесплатно во временное пользование на 20 лет до 100 десятин земли на одну семью с правом последующего выкупа. Земля могла  сразу же приобретаться в собственность по цене 3 рубля за десятину.

100 десятин (или 109 гектаров) — это было почти в 30 раз больше, чем средний земельный надел крестьянской семьи в европейской части России. Кроме того, все дальневосточные переселенцы имели льготы. На 10 лет они освобождались от призывов в армию и пожизненно от уплаты подушной подати — самого большого налога, который тогда платили крестьяне.

Эти льготы  действовали  до 1891 года. Были и другие причины изменения переселенческой политики. В 1879 и 1880 годах китайское правительство придвинуло свои войска к границе Южно – Уссурийского края и приступило к ускоренному заселению до сих пор пустовавших  приграничных с Россией территорий Маньчжурии.

Из Одессы во Владивосток

Политика предоставления земли и льгот была успешной. За 20 лет, с 1861 по 1881 год, на Дальний Восток переехало 11 634 крестьянских семей.

Но переселение к берегам Амура было очень долгим и сложным. Железных дорог к востоку от Урала ещё не построили — переезд на крестьянской телеге по сибирскому тракту и почти полному бездорожью Забайкалья растягивался на полтора-два года.

Осознав, что в таких условиях, несмотря на щедрые посулы, темп переселения будет низким, правительство Российской империи в 1882 году занялось организацией переселения с привлечением самых современных тогда технологий. Решено было возить  переселенцев пароходами.

Такой путь получался дорогим и экзотическим: из Одессы морем, через проливы Босфор и Дарданеллы мимо Крита и Кипра к Суэцкому каналу. Далее пароходы шли по Красному морю в Индийский океан. Мимо Индии и острова Цейлон они направлялись к Сингапуру, а оттуда, вдоль берегов Вьетнама, Китая, Кореи и Японии, шли к русскому Приморью во Владивосток.

1 июня 1882 года был принят закон «О казённокоштном переселении в Южно-Уссурийский край», согласно которому ежегодно в Приморье за «казённый кошт», то есть за счёт государственных средств, переселялось несколько сотен семей. Путь на пароходе из Одессы во Владивосток требовал не менее 50 суток, и каждая переселённая таким образом семья обходилась государству в 1300 рублей — огромная по тем временам сумма, месячный средний заработок по стране не превышал 15 рублей. К тому же с марта 1896 года переезжающим на Дальний Восток выдавали беспроцентные ссуды в размере 100 рублей на семью сроком на три года.

Женщина тоже человек

Поток переселенцев постепенно увеличивался. С 1882 по 1891 год на Дальний Восток для ведения сельского хозяйства приехали 25 223 крестьянина. В следующее десятилетие, с 1892 по 1901 год, крестьян прибыло заметно больше — 58 541 человек.

В связи с ростом населения Дальнего Востока (за 20 лет более чем в 3 раза) правительство изменило нормы бесплатного наделения землёй. С 1 января 1901 года переселившаяся семья получала надел из расчета 15 десятин (чуть более 15 га) удобной земли на каждую душу мужского пола.

Тогда же правительство обратило внимание на перекос в демографии переселенцев: на Дальнем Востоке оказалось заметно больше мужчин, чем женщин. И с 1882 по 1896 год за счет государства перевозились те семьи, в которых число девочек и женщин превышало количество мужчин.

 В царское время надел давался только на мужскую душу, тогда как большевики дали землю и на женскую. Если же говорить проще, то в царское время вот такая семья (отец, мать, два сына и две дочери) могла владеть только 18 десятинами (возьмем по минимуму – 6 десятин на душу), так как мужчин в семье всего трое. А большевики дали землю на всех. Посчитаем? В семье 6 человек, на каждого по 9 десятин, равно 54 десятина на семью. Сравните – 18 и 54, ну как вам «небольшое увеличение?».

Можете спросить, а что же женщины. Считалось, что муж должен кормить жену и дочерей. Поэтому и ценились в крестьянских семьях сыновья. Ведь это не только рабочие руки, но и лишний кусок земли. Дочери же считались лишним ртом, для которых еще нужно было готовить хоть какое-то приданое, иначе могли и замуж не взять. А добро уходило в чужую семью вместе с повзрослевшей работницей.

Так что призыв большевиков «Землю   —  крестьянам!» в деревнях и селах встретили с большой радостью. Ведь семьи с большим количеством женского пола получили возможность выйти из нищенства. Недаром же именно в те года родился знаменитый лозунг – «женщина тоже человек».

автор       Александр САВЧЕНКО.

Фото из архива краеведческого музея им Н. И. Гродекова.