Записки о казачестве

«Записки о казачестве» краеведа, почётного гражданина Хабаровска Александра Филонова. «Записки…» –  название условное. Это действительно записки, наброски, размышления, своеобразный дневник, в котором выписки из архивных документов и забытых  книг. Научно-публицистическая работа еще не закончена. Новые главы, обещает автор, будут публиковаться.

          Граница  на замке

По-новому предлагает Александр Михайлович рассматривать историю становления охраны рубежей России в Приамурье и Забайкалье. Опираясь на исторические документы, он убедительно показывает, что, согласно сохранившейся царской грамоте 20 августа 1655 г., в Даурию были направлены ратные люди для помощи в защите рубежей России.

В 1913 г. эта дата специальным приказом по военному ведомству была принята для отсчета старшинства Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Погранохрана Дальневосточного края в советское время приняла участок границы, охраняемый этими тремя войсками. Налицо полная преемственность. Все это дает основание рассматривать 20 августа 1655 г. как точку отсчета истории охраны дальневосточных рубежей.

             — Кто построил первые дома в Нико­лаевске?

  — Казаки.

Этот ответ у многих вызывает удив­ление. Ка­заки? Откуда они здесь? Ведь казаки   —  это Дон, Днепр, Урал… Вспомина­ются сразу «Тарас Бульба» Н.В. Гого­ля, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова; Емельян Пугачев и Степан Разин; герои кинофильма «Ку­банские казаки»… А что же у нас?

Исторические факты свидетельству­ют, что, начиная с похода дружины Ермака (1581 — 1585), вся Сибирь до Ти­хого океана за 60 лет была открыта и освоена простыми русскими вольны­ми людьми  —  казаками. Они основали десятки острогов и зимовий, ставших сейчас прекрасными городами. Не ис­ключение и Николаевск.

Обозначим основными вехами дви­жение казаков на восток — «встречь солнца».

Казаки  –  отцы…

«В 1586 г. была основана Тюмень, а через год — Тобольск, ставший почти на полтора столетия административ­ным, духовным и (!) казачьим центром всей Сибири.

В 1616 г. казаками был основан Енисейск, в 1630 г. — Илимск и Усть-Кут.

В 1631 г. атаман Мак­сим Перфильев основал на Ангаре Братск.

В 1632 г. сотник Пётр Бекетов на реке Лене поставил Якутский острог (первое название — Ленский).

В 1639 г. пятидесятник Иван Юрьевич Москвитин с казаками впервые вышел к Охотскому морю и в устье реки Ульи построил первое русское зимовье.

В 1643 г. Курбат Афанасьевич Иванов с 70 казаками достиг озера Байкал и со­ставил его чертеж.

В 1647 r. десятник Семён Андреевич Шелковник осно­вал Охотский острог, в дальнейшем  — первый город на востоке страны, колыбель русского Тихоокеанского флота.

В 1649 г. казак Семён Дежнёв основал Анадырь. В 1653 г. опять же Пётр Бекетов в Забайкалье заложил фундамент Нерчинского острога.

Освоению Амура также положили начало казачьи походы Василия Дани­ловича Пояркова (1643 — 1646 гг.) и Еро­фея Павловича Хабарова (1649 — 1653 гг.). Причём Поярков в 1644 г. впер­вые прошел по Амуру до его устья и, выйдя в Охотское море, зимовал в острожке, поставленном в 1639 г. Ива­ном Москвитиным. 

Ерофей Хабаров основал в 1651 г. в верховьях Амура первую русскую крепость — Албазин, ставшую с 1682 г. центром воеводства. К этому време­ни здесь было уже около 20 казачьих станиц и поселений. В августе 1689 г. Албазин и все казачьи поселения были уничто­жены маньчжурскими завоевателями.

Наступило 160-летнее затишье на Амуре. Но долго оно продолжаться не могло. Русские люди, отступившие в Забайкалье, тяжело переживали по­терю своих исконных приамурских земель и мечтали о возвращении на Амур.

           Нижним чинам дал казака

         «Летом 1849 г. капитан-лейтенант Г.И. Невельской открыл пролив меж­ду Сахалином и материком в устье Амура, доказав его судоходность. Че­рез год он основал здесь два первых поста: Петровский в заливе Счастья и Николаевский в устье Амура.

 «…Для сооружения же жилых по­строек и служб в Петровском и Николаевском, их охраны… назначить … 60 матросов и казаков из Сибирской фло­тилии», — повелел Никола­й I 12 февраля 1851 г.

Выполнять поручили капитану I ранга Г.И. Невельскому, назначенному начальни­ком Амурской экспедиции.

Г.И. Невельской (1851 г.): «Сам же я с лейтенантом Бошняком и приказ­чиком Березиным с 25 человеками во­оруженных людей на байдарке и вельботе отправился через лиман в реку Амур для подкрепления Николаевско­го поста».

 «В начале августа Невельской, взяв до 20 чело­век команды  наполовину из казаков и матросов, с лейтенантом Бошняком на вельботе и баркасе отправился в Николаевск» — из «Воспо­минаний» начальника Николаевского поста мичмана А. И. Петрова. 

Летом 1852 г. доставлять продукты из Петровского в Николаевск Г.И. Невельской поручил ему, сделавшему на барка­се 5 рейсов по  полным опасностей фарватеру и лиману. Вто­рым рейсом Александр Иванович до­ставил в Николаевск 5 семейств ка­заков.

В своих распоряжениях, письмах, отчетах Г.И. Невельской называет ниж­них чинов казаками.

 Г.И. Невельской: «Лейтенанту Бошняку я дал казака»: «А.И. Петров был послан на 2-х нартах на р. Бичи с ка­заком. ..»; «Бошняк отправился для за­нятия Де-Кастри на 3-х нартах с двумя казаками — Парфентьевым и Белохвостовым.».

 Главные строители

«В Николаевске до прибытия перво­го амурского сплава (летом 1854 года) было всего 54 человека: 34 — мужчи­ны, 11 женщин и 9 детей.

Все они в первый год размещались в одной тесной и сырой казарме (90 кв. м) с окнами без стёкол и бревенчатым по­лом.

Из них 26 человек — казаки. Они и были первыми и главными строите­лями Николаевского поста. 

К зиме 1854-55 г.г. здесь было уже около 30 жилых и служебных построек. Среди них канцелярия, казначейство, лазарет, церковь, мастерская, магазины, куз­ница, эллинг (где строилась первая на Амуре шхуна «Лиман»), две новые казармы и 18 домиков для офицеров, служащих Российско-Американской компании, священника, инженера и для самого Геннадия Ивановича».

Невидимые, но весьма полезные

«Всего за полтора месяца на берегу выросла «матросская и казачья сло­бода» из 20 домиков. В следующем (1855) году к этим постройкам при­бавились 4 огромные казармы 80 ме­тров длиною каждая, двухэтажный клуб-гостиница, морское училище, пристань, батарея на мысе Куегда. А в слободе было уже 60 домиков.

В 1856 году Николаевск получил статус города и стал центром огром­ной Приморской области, включаю­щей в себя Сахалин, Камчатку, Охот­ское побережье и всё Приамурье. Заслуга в этом, конечно же, и первых жителей и строителей Николаевска   —  казаков.

В невероятно трудных условиях со­вершали они свой трудовой подвиг, работая от восхода до заката в любое ненастье и в мороз. Брёвна выносили из лесу на плечах, плохими ручными пилами выпиливали каждую доску для пола, потолка, крыши. Другие были заняты в экспедициях, разъез­дах, на изготовлении нарт, лодок, кир­пича. Питание же было очень скуд­ным и однообразным: только рыба и крупа. Поэтому даже закалённые Се­вером казаки часто болели и умирали.

«… Они были невидными, но весьма полезными первыми деятелями на Амуре, которые принесли государ­ству безропотно, не ожидая наград и повышений, громадную услугу. И, терпя страшные лишения, подорвали своё здоровье… И почти все, исклю­чая троих или четверых, лежат там, на Амуре, в земле сырой». (А.И. Петров).

   Н. Н. Муравьев сразу после офици­ального утверждения Николаевского поста принял решительные меры к защите Приамурья. По его распоряжению в Забайкалье началось формирование казачьих батальонов и полков, из которых, по указу импе­ратора Николая 1, 17 марта 1851 года было создано Забайкальское казачье войско.

Забегая вперед, скажем, что наказ­ным атаманом этого войска стал помощ­ник Н.Н. Муравьева чиновник по особым поручениям Михаил Семёно­вич Корсаков.

Уже с первым сплавом по Амуру в Мариинск прибыла первая казачья сотня. Через год сюда же прибыла вто­рая сотня казаков, которая образовала первую на Амуре казачью станицу на острове  Сучу (напротив Мариинска). Со сплавом прибыл и полубатальон пеших казаков.

ВРЕЗКА: Они были невидными, но весьма полезными первыми деятелями на Амуре, которые принесли государ­ству безропотно, не ожидая наград и повышений, громадную услугу.

Александр САВЧЕНКО.