Как казаки Колумбами стали

 Накануне Дня России Владимир Путин выступил с речью, в которой провел параллели между Россией XXI века и эпохой Петра I: «Казалось бы, воевал Пётр I со Швецией, что-то отторгал? Ничего не отторгал. Он возвращал!». При этом Владимир Владимирович добавил, что сегодня нам следует «возвращать и укреплять» Россию.

Да, все так и есть. Россия — империя, и в ином обличье существовать не может. Империей она становилась задолго до Петра I. Будет уместным вспомнить и отдать должное казачеству в расширении и освоении земель Дальнего Востока. В истории навсегда останутся их имена    —  Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Семёна Дежнёва, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова, Михаила Стадухина и многих других.

Со своими казачьими дружинами они освоили всю Сибирь, побережье Арктики и береговую линию восточных границ материка до устья Амура.

Об этом рассказал председатель Приамурского географического общества военный историк Александр Филонов.

Там, где багряное солнце встаёт…

Казачество не только оберегало границы Русского государства, но и приумножала земли Русского государства в западной, северной, южной и восточной части государства Российского.

Для наглядности приведу пример. Казачий атаман Ермак Тимофеевич с соратниками в XVI веке не только защитил российские земли от набегов Кучумовской орды, но и, разбив войско сибирского хана Кучума, покорил Сибирские земли для Русского государства.

Кочи Дежнева впервые прошли из Ледовитого океана в Тихий проливом, ныне носящим имя Беринга. Русские мореходы и землепроходцы обследовали, таким образом, все северное побережье Евразии и омывающие его моря. Плавание Дежнева и открытие им пролива между Азией и Америкой не случайно сравнивали с подвигом Христофора Колумба.

А что мы сегодня знаем о русско-цинской войне? События знаменательны тем, что казаки разбили хвалёную китайскую армию династии Цин. А имена Онуфрия Степанова, Ерофея Хабарова, Алексея Толбузина навсегда вошли в историю.

Казачество на подвластных ему землях практически создавало не только казачьи станицы, но и сооружало укрепленный острог. Это само по себе упрощало оборону и закрепление границ.

          В 30-х годах ХVII века русские казаки закрепились в Якутске на Лене и, базируясь на Ленских острогах и зимовьях, в поисках «новых землиц» двинулись морской дорогой на восток. До них доходили от местных племен смутные слухи о том, что здесь  простирается огромное море, а на юге за хребтами течет широкая, полноводная река — «Чиркол или Шилкор».

          «А  живут на той реке тунгусы  многие…»

           Сегодня известно 22 названия Амура, и 17 из них связаны с черным цветом. Хара-Мурен — так называли Амур монголы. Сахалян-Ула — маньчжуры. Хэйлундцзян, Хэйхэ — китайцы. Жители верховьев Амура  —   дауры называли его Шилкар, эвенки — Чиркол. Тунгусское название — Эвур, то есть Добрый мир. Нанайцы называли Амур Мангму, что означает Большая река. У нивхов Амур звучало как Ямур, то есть Большая вода, — и так далее.

Еще в середине XVII столетия верхнее и среднее течение Амура до устья реки Сунгари считалось Шилкой, и только Нижний Амур — Амуром. Все это нередко вносило сумятицу в головы русских землепроходцев.

          Томский казачий атаман-пятидесятник Дмитрий Епифанович Копылов, служилый человек Фома Федулов и енисейский подьячий Герасим Тимофеев 11 января 1636 года подали томскому воеводе князю Ивану Ивановичу Ромодановскому челобитную, в которой утверждали, что знают дорогу «на реку Сивирюю, а живут на той реке тунгусы многие… а на тебя, государь, ясака  с тех тунгусов нет…». Челобитчики просили князя отпустить их на эту реку и снабдить экспедицию оружием и продовольствием.

Воевода послал с Копыловым в поход 10 конных и 40 пеших казаков. В 1637 году Копылов привел отряд из Томска в Якутск, главный острог «Ленской землицы». В составе отряда были даже подьячий и кузнец «для пищальных поделок и для всяких судовых дел».

Наверное, в Якутске никто не мог указать Копылову дорогу к этой таинственной реке, на берегах которой можно было добыть много «мягкой рухляди», то есть ценных мехов. Как ни странно, но направление атаман выбрал правильное.

Весной 1638 года отряд Копылова со взятым из Якутска переводчиком-толмачом Семеном Петровым по кличке Чистой спустился по Лене до устья ее правого притока Алдана, а затем пять недель на шестах и бечевой поднимался вверх по нему. В конце июля в 100 верстах выше устья реки Маи, правого притока Алдана, Копылов поставил Бутальское зимовье и объясачил окрестных тунгусов. Теперь их зовут эвенками.

«А шли они Алданом до Маи реки…»

Именно там, в Бутальском зимовье, были получены самые ранние сведения о существовании в низовьях впадающей в море реки Чиркол «серебряной горы».

А ведь на Руси в ту пору ощущалась острая нехватка серебра. Именно поэтому на поиски этой горы решено было в конце 1638 года отправить с Алдана специальную экспедицию.

Поздней осенью 1638 года Копылов направил к верховьям Алдана отряд казаков с целью разыскать таинственный «Чиркол», но нехватка продуктов заставила посланных вернуться. От местных жителей казаки узнали, что за горным хребтом Джугджур находится большое море. Возникла идея отправки экспедиции к устью Чиркола по этому морю.

В мае 1639 года Копылов отправил на разведку пути к «морю-окиану» отряд во главе с томским казаком Иваном Юрьевичем Москвитиным. В составе отряда было 20 томских казаков и 11 красноярских. Вели отряд проводники-эвенки. В отряде состоял казак Нехорошко Иванович Колобов, который, как и Москвитин, представил в январе 1646 года «скаску» о своей службе в этом походе. Обе эти «скаски» явились важными документами, осветившими обстоятельства выхода русских землепроходцев к Охотскому морю.

      Вскоре после того как отряд Москвитина в июне 1639 года вышел на реку Маю, выяснилось, что среди тунгусов, сопровождавших казаков в качестве  проводников, есть две женщины, которые уже бывали в Приамурье. Они первыми сообщили казакам, что нижнюю часть реки Чиркол называют еще Омуром или Амуром.

Дорога к Охотскому морю по незнакомому маршруту была трудной и опасной. Прилагая немалые усилия, казаки протащили лодки по мелким рекам. В пути им не раз приходилось бросать одни и строить новые струги и лодьи, преодолевая волоки и водопады на горных участках рек. Это поистине был путь в неизвестность.

            В августе 1639 года отряд Москвитина впервые вышел к морю, которое назвали Ламским (от тунгусского слова «лама» – «большая вода»; теперь Охотское море). У устья Ульи казаки Москвитина построили несколько изб, окружили их изгородью из заостренных вверху бревен и окопали рвом. Это зимовье (небольшой острог) стало первым поселением русских на дальневосточном побережье.

              «А на той де реке на Улье…»

       Особо казаков поразило обилие рыбы в местных реках и соболя в тайге.              

       В «скасках» об этом походе содержатся самые первые сведения о тихоокеанских лососевых рыбах: кете, горбуше, кижуче, мальме.

           В донесении казак, не сдержавшись, выразил свое удивление тем, что быстрым течением рыбу выбрасывает на берег, и берег оказывается почти весь усыпан этой рыбой, «и ту лежачую рыбу ест зверь – выдры и лисицы красные, а черных лисиц нет».

            По реке Улье жили ламуты, или, как их называли казаки, «пешие тунгусы» (они не разводили оленей, теперь их называют эвенами; не путать с эвенками), охотники и рыболовы каменного века, жившие родовым строем.                

            Колобов описал их оружие и инструменты: «А на той де реке на Улье соболя и иного всякого зверя у них много, а бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало: и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорами».

От местных ламутов казаки узнали о том, что севернее их зимовья впадают в море реки, на берегах которых проживает сравнительно много местных жителей. Поэтому Москвитин выслал в начале октября на речной лодке 20 казаков на север вдоль побережья.

Через трое суток они добрались до устья реки Урак, а затем и до реки, получившей название Охота (от эвенкского слова «акат» – «река»). Оттуда казаки проследовали морем далее на восток, пройдя более 500 километров вдоль северного побережья.

Врезка: Сегодня известно 22 названия Амура, и 17 из них связаны с чёрным цветом.

Александр АЛЕКСАНДРОВ.

          Фото из  архива А. М. ФИЛОНОВА.