Строгая инспекция

В истории нет маловажных событий. Кандидат исторических наук Александр Савченко расскажет об инспекторских осмотрах станицы Бикинской военным губернатором Приморской области наказным атаманом Уссурийского казачьего войска генерал-майором М.М. Манакиным и командующим войсками Приамурского военного округа войсковым наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск генерал-лейтенантом П.А. Лечицким во время поездки по Уссурийскому казачьему войску весной – летом 1912 года.

Великое переселение казаков

Необходимо отметить, что подобные поездки высших должностных лиц, как администрации Уссурийского казачьего войска, так и командования Приамурского военного округа, проходили регулярно и преследовали цель проверить деятельность поселковых и станичных администраций, состояние жизни и быта, а также воинской службы казаков. Итоги таких поездок в обязательном порядке подводились в приказах по войску, где проводился анализ выявленных недочетов и ошибок, указывались пути их устранения. Все это способствовало улучшению жизни и службы казаков, приводило к заметному росту боевой готовности строевых частей войска.

В апреле 1912 года военный губернатор Приморской области наказной атаман Уссурийского казачьего войска (1911-1914 гг.) генерал-майор М.М. Манакин объехал станицы Гродековскую, Бикинскую и Гленовскую, Первая располагалась на железнодорожной ветке Китайско-Восточной железной дороги, две последние – вдоль линии Уссурийской железной дороги. 11 апреля генерал Манакин посетил станицу Бикинскую.

Напомним, что первый камень в строительство Уссурийского участка Сибирской железной дороги от Владивостока до Хабаровска протяженностью 712 верст заложил во Владивостоке 19 мая 1891 года цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Строительство южного участка Уссурийской железной дороги от Владивостока до поселка Графского Уссурийским казачьим войском, а это 382 версты, началось 1 июня 1891 года. Решение о строительстве Северо-Уссурийского участка Уссурийской железной дороги от поселка Графского до Хабаровска было принято 3 февраля 1894 года. Строительство Уссурийского участка Сибирской железной дороги 31 августа 1897 года было завершено, 15 октября открылось временное, а с 1 ноября — постоянное движение на всем протяжении от Владивостока до Хабаровска. Строительство железнодорожной ветки КВЖД от Никольск-Уссурийского до станции Пограничная («Восточный подход к китайской границе») началось в 1897 году и было завершено в январе 1900 года, протяженность ее 117 верст.

После принятия решения о строительстве Уссурийской железной дороги по инициативе правительства в 1895 году началось переселение донских и оренбургских казаков в Уссурийский край. Предпринято оно было с целью охраны Уссурийской железной дороги, увеличения численности Уссурийского казачьего войска и укрепления военной силы в регионе.

Бикин

В 1895 году прибывшими морским путем оренбургскими казаками на левом берегу реки Бикин был основан поселок Оренбургский, который вошел в состав Козловского станичного округа. На правом берегу началось строительство железнодорожной станции Бикин. Всего в 1895—1901 годы на Уссури переселились 858 семей и 7347 казаков обоего пола из Донского, Оренбургского, Забайкальского, Кубанского, Терского и Уральского казачьих войск.

Заселять приграничную полосу казаками

Обстановка на Дальнем Востоке после русско-японской войны 1904-1905 годов заставила правительство предпринять важные стратегические меры по хозяйственному освоению Приамурья и Уссурийского края.

Переселение в Приамурский край возобновилось в 1906 году, однако его масштабы были незначительны. Ситуация резко изменилась в 1907 году, когда переселявшимся крестьянам были предоставлены дополнительные льготы. Одновременно началось интенсивное переселение казаков и крестьян, пожелавших перейти в казачье сословие, из европейской части России в Амурское и Уссурийское казачьи войска. В Уссурийском казачьем войске таких желающих оказалось 828 семей, в Амурском – 75. Этому способствовал также острый недостаток обмежеванных земель.

Для решения земельного вопроса в отношении Амурского и Уссурийского казачьих войск Приамурским генерал-губернатором войсковым наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск П.Ф. Унтербергером была создана междуведомственная комиссия. Она провела обследование большей части казачьих и крестьянских хозяйств Амурской и Приморской областей и сделала вывод, что приграничную полосу необходимо заселить исключительно казаками для защиты населения от хунхузов. Результаты своих работ комиссия в феврале 1908 году направила генералу П.Ф. Унтербергеру, которые он представил на усмотрение правительства.

12 декабря 1906 года выселок Бикинский был выделен из поселка Оренбургского. В новом поселке Бикинском было создано поселковое правление, избран атаман. В соответствии с численностью казаков, плативших и отбывавших общественные повинности, прошло и разделение поселкового капитала, при этом поселку Бикинскому, а в нем проживало 223 казака, отбывавших эти повинности, отошло 11555 рублей 53 копейки.

18 сентября 1907 года станичное правление было перенесено из станицы Козловской в Бикинский поселок, который был переименован в станицу Бикинскую. В состав новообразованного Бикинского станичного округа вошли 15 казачьих поселков с населением 3312 человек. На 1 января 1908 года в поселке Бикинском насчитывалось 112 хозяйств с населением 728 человек.

Привести документацию в порядок

В ходе проверки станицы Бикинской 11 апреля 1912 года генерал Манакин обратил внимание станичных властей на то обстоятельство, что во дворе и помещении станичного правления грязно, особенно в кухне, где на полу обнаружен сор.

В ходе осмотра им был сделан целый ряд замечаний по ведению делопроизводства станичного правления. Среди них — по ведению документации по мобилизационным спискам казаков, по мобилизационной части, по ведению описи дел и самих дел. Констатировалось, что приходо-расходная книга оружия и патронов велась беспорядочно. Наказной атаман указал на отсутствие порядка в правлении и на совершенно безучастное отношение к своему делу начальника Казакевичевского участка подъесаула князя М.А. Кекуатова (1907-1912 гг.).

Немаловажное значение для ведения сельского хозяйства играло использование населением Уссурийского казачьего войска сельскохозяйственных машин, что говорило о распространении новых методов хозяйствования.

С этой целью войсковое правление устроило на территории войска склады сельскохозяйственных орудий и машин в станицах Гродековской, Донской, Бикинской и Гленовской. Продавалась техника за наличные деньги и в кредит с рассрочкой платежа.

Генерал Манакин отметил, что сельскохозяйственный склад, а располагался он в сарае при станичном правлении, находился в беспорядке; кроме того, здесь хранились машины, не имевшие сбыта. Находившиеся в складе оружия винтовки Бердана содержались небрежно. В этой связи войсковому агроному, статскому советнику С.И. Мацкевичу, было дано поручение озаботиться приведением склада в порядок.

Наказной атаман отметил, что канцелярия лесничего Бикинского лесничества содержалась в порядке, но и здесь было указано на ряд недочетов. Также сделано замечание, что помещение канцелярии начальника Казакевичевского участка содержалось грязно, делопроизводство велось с нарушениями.

В этой связи подъесаулу князю Кекуатову ставилось на вид и приказывалось, совместно со станичным атаманом, в кратчайший срок привести канцелярию станичного правления в порядок. При этом генерал Манакин принимал во внимание тот факт, что станичный атаман заступил в свою должность в январе 1912 года. и еще не успел полностью войти в курс дела.