День Воскресения Христова

Православие — основа казачества. И Пасха – один из главных наших праздников. В этом году он состоялся 16 апреля.

Пасха, т.е. день Воскресения Христова, для казаков необычайно значимый праздник, к которому готовятся заранее. И, естественно, у него есть собственные казачьи традиции и обряды.

К празднику собирались основательно: хозяйки пекли сдобную булку-пасху и куличи, обязательно красили яйца.

Знаменитые куличи и творожные пасхи начинали готовить в Великую пятницу. В комнатах должно царить спокойствие, – грубость, а тем более ссоры, недопустимы в этот день. Любую попытку конфликта обычно гасит на корню старшая в доме женщина.

Пасхальный кулич должен быть высоким и крупным, верхушку украшают шишками, крестами, цветами, фигурками птиц (у кого что есть), смазывают яичным белком и посыпали цветным пшеном. И, конечно, красят яйца, как гусиные, так и привычные куриные.

Яйца делают разноцветные: красный символизирует кровь, жертву Христа, принесенную ради людей, желтый – солнце, голубой – небо и воду, а зеленый – траву, жизнь в ее растительном многообразии.

Конечно, используют только натуральные красители: луковую шелуху, свеклу, отвар ромашки, чернику, бузину и т.д.

В ночь с субботы на воскресенье, т.е. в пасхальную ночь, большинство казаков и казачек собирались на ночную службу. Те, кому места в храме не хватило, занимали места снаружи.

По традиции казаки, оставшиеся за церковными стенами, в хуторах разжигали большие костры. Устраивалось так называемое «гонение смерти», и такой огонь считался очищающим.

В костер летел всякий деревянный хлам – поломанные колеса, рассохшиеся бочки и т.д. Бросали в костер и ветки вербы, но только не свежие, а сухие.

Все население станиц в утро Пасхи в обязательном порядке шло в церковь на заутреню — утреннюю службу.

Казаки приносили на пасхальное освящение не какие-то скромные котомки, — они привозили целые телеги, заставленные куличами, творожными пасхами, яйцами, домашней колбасой, бужениной, соленьями и прочими яствами. Находилось место и для запеченных поросят, фаршированных гречкой с хреном или яблоками.

Сейчас все скромнее: но все равно, казаки идут в церковь освещать куличи да яйца.

Раньше в селах к Пасхе строили несколько добротных качелей, и возле них проходили веселья: играли в лапту, городки, бабки, пели, плясали.

По рассказам старожилов амурских казачьих поселений, за столбами для «качюлей» ездили в тайгу, отбирали добротные, метров по 8 длиной. Катались человек по 8-10 (доска широкая была). Весело было, дружно.

Существует также обычай побывать в этот день в нескольких домах, поэтому хозяйки готовили угощение с утра. Пасха – это большой праздник!

Христос Воскресе!