О Божией Матери

Церковь прославляет Божию Матерь выше всех сотворённых разумных существ — ангелов и людей. Высокое почитание Пресвятой Богородицы имеет основание в Священном Писании. Она — подлинная Мать воплотившегося Бога. Поэтому Архангел Гавриил, извещая Марию об этом великом событии, называет Её Благодатной. Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется.

Наша Матерь

За семь веков до Рождества Христова великий пророк Исаия возвестил непостижимую тайну Боговоплощения: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему:

Еммануил (что значит — с нами Бог)» (Ис 7, 14). Почитание Божией Матери началось еще при Ее жизни. Ее ближайшая родственница, святая Елисавета, исполнившись Святого Духа, благоговейно обращается к Матери нашего Спасителя: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1, 42-43).

В святом Евангелии Богородица Сама возвещает о Своей будущей славе: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1, 48). Наши церковные службы, молебны, иконография — исполнение этого евангельского пророчества.

Через Нее Господь явил великие благодеяния: воплотился и искупил нас от вечной смерти. Благодарные души исполнены чувства любви и к Богу, и к Его Матери, Которая Своими высочайшими добродетелями послужила делу нашего спасения.

Как Матерь нашего Небесного Родителя, Она и наша Матерь. Мы все — братья и сестры не только во Христе, но и в силу того, что имеем нашу общую Матерь.

Чудо совершилось!

Летом 1395 года в русские пределы вторгся Тамерлан. Он похвалялся тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь. Тамерлан взял уже город Елец, истребил много

народа и двигался на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал грозного гостя у Коломны. Велено было перенести из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону. Плач стоял в московских храмах, теплились неисчислимые свечи перед иконами…

Жители Москвы с великокняжеской семьей и со всем духовенством вышли на Кучково поле навстречу иконе. И чудо совершилось!

В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горы спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стояла лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи.

Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов.

«Эта Дева, — сказали они, — Заступница русских, Мать христианского Бога. Ее сила неодолима».

Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно.

«Бежал Тамерлан, — говорит летописец, — гонимый силой Пресвятой Девы» (Московский патерик).

Пресвятая Богородица. Иконография

Владимирская Божия Матерь — эта икона — «знаменитейшая в нашем отечестве. Она написана святым евангелистом Лукою и принесена была к Пресвятой Деве». В половине XII века икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому и поставлена в городе Владимире.

Икона «Знамение» в Новгороде. На жителей этого города напали [1170 г.]. Икона была вынесена на градскую стену. Она обратилась лицом к городу: из очей текли слезы. Это обращение было знамением милосердия Ее к новгородцам. Враги были отогнаны.

Казанская Божия Матерь открыта была в Казани в 1579 году, 28 июня, при Иоанне Грозном. Она трижды во сне являлась девятилетней девочке Матрене. Икона была в земле.

Мать и дочь 8 июля ходили ко властям, и девочка рассказывала о сне, — этот день и празднуется доныне. Второй праздник установлен на 22 октября за избавление России от поляков в 1613 году.

Иверская икона. Так она называется потому, что ее взял из воды монах-грузин (Грузия называлась Иверией), живший в монастыре на Афоне, куда она приплыла по Средиземному морю из г. Никон, близ Константинополя. Во время иконоборческих гонений одна вдова пустила ее ночью в море. Когда она прибыла на Афон, то святой монах-грузин, по имени Гавриил, пошел по воде, как посуху, и принял ее на свои руки. Поставили икону в храме; но она перенеслась на ворота — трижды. Там ей и устроили место. Потому она иначе называется «Портаитиссой» — с греческого языка «Вратарницей» или «Привратницей»; «Не хочу быть хранима от вас, но буду хранительницею вашей», — так Божия Матерь объяснила свое перемещение монахам. Патриарх Никон велел снять копию для Москвы. Теперь она находится в Воскресенском храме в Сокольниках. Другую копию сняли для того же патриарха Никона, для Валдайского монастыря.

Почаевская Божия Матерь принесена была в Почаев греческим митрополитом Неофитом и, «в благодарность за оказанное ему гостеприимство», подарена была некоей Анне Гойской. Икона «являлась в лучезарном свете жившим в доме Гойской и ей самой во сне, но Анна не верила». Но Божия Матерь явилась ей уже не во сне, а наяву. И с той поры начали чтить икону. Совершилось чудо и на брате ее, бывшем слепым от рождения. Тогда ее перенесли в обитель, в местечко Почаев (1597). И доселе Божия Матерь чтится православными людьми, особенно на юге нашей страны, но приезжают и с севера России, и из Сибири.

Киево-Печерская, или Влахернская, икона Божией Матери — это «икона Богоматери есть древнейшая из икон, чтимых в Православной России». Она вручена «от самой Богоматери четырем грекам, избранным Ею в строители Киево-Печерского храма». Божия Матерь, по преданию, явилась им «чувственне, в виде Царицы, во Влахернском храме», в Константинополе (1073). А в 1085 году принесена была «в Киев и вручена преподобным Антонию и Феодосию Печерским». С этого года и совершается ей празднование.

На севере же России чтилась Тихвинская икона. Она, по преданию, написана тоже святым апостолом Лукой и поднесена «державному Феофилу» из Антиохии, которому святой евангелист Лука написал и свое Евангелие, и книгу Деяний апостольских. В V веке икона была перенесена в Константинополь, где для нее был построен храм во Влахернах (часть города). В 1383 году она объявилась в пределах Новгорода, в г. Тихвине. Здесь ей устроен был храм во имя Успения Божией Матери. Во время немецкого нашествия (1941 — 1945) она была вынесена и находилась в Риге. Теперь ее возвратили обратно. Вот главнейшие иконы, чтимые в России. И, без всякого сомнения, везде от них творились чудеса.

Еще известно до 400 чудотворных икон Божией Матери по России.

В заключение вспомним об иконе Донской. Она была «принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Ивановичу Донскому, утверждена на древке, как хоругвь, когда князь воевал против татарского хана Мамая (1380). После поражения татар она была взята в Москву. Потом в 1591 году крымские татары напали на Москву, но были отогнаны. На месте, где русские встретились с крымцами, создан был Донской монастырь, где и помещен образ Донской Божией Матери.

А сколько тысяч чудесных заступлений Ее знают православные люди по себе самим и от других!