Казачья династия на защите Отечества

В дни празднования 77-летия Победы в Великой Отечественной войне, просматривая архивные документы и вспоминая рассказы родственников о своих предках, уссурийских казаках Сиваковых, я вдруг осознал, что связующей нитью всех поколений является защита Отечества. Преемственность эта прослеживается независимо от политического строя, весь неспокойный XX век, который ознаменовался для нашей Родины рядом кровопролитных войн.

Основатель нашей фамилии Франц Николаевич Сивок в конце 1860-х годов был зачислен в Уссурийский пеший казачий батальон и приписан к поселку Васильевскому, расположенному в месте впадения реки Бикина в Уссури. Вскоре он женился на Параскеве Федоровне Обуховой. Детей у них было восемь: Иван родился в 1870 г., Михаил – в 1873 г.,  Акилина – в 1876 г., Параскева – в 1880 г., Федор – в 1883 г., Екатерина – в 1886 г., Захар – в 1890 г., Тимофей – в 1893 г.

Неспокойные соседи

В то время вся жизнь казацкая регламентировалась воинской службой. В 18 лет казак зачислялся в приготовительный разряд, в 21 год призывался на действительную службу, в 33 года перечислялся из строевого разряда в запасной, и лишь в 38 лет выходил в отставку, продолжая нести станичные и поселковые повинности до 55 лет. Так, Михаил Сивок служил в первоочередной сотне Уссурийского казачьего дивизиона в 1894-1897 годах, после чего был уволен на льготу.

В начале 1900 г. в Дайцинской империи маньчжуров вспыхнуло народное восстание ихэтуаней (боксеров), направленное против иностранного влияния. Вскоре беспорядками были охвачены приграничные с Россией провинции Маньчжурии и линия Китайско-Восточной железной дороги, на сторону восставших стали переходить части маньчжурской армии. Для защиты российских интересов в Маньчжурии 12 июня 1900 г. началась мобилизация войск Приамурского военного округа. Уссурийское казачье войско выставило на театр военных действий трехсотенный Уссурийский казачий дивизион. Из поселка Васильевского Козловского станичного округа был призван со льготы и казак 2-го строевого разряда Михаил Сивок.

Федор Францевич Сивок слева

Уссурийцы действовали в составе различных отрядов. Харбинский отряд генерала В.В. Сахарова, подавив очаги сопротивления на берегах Сунгари, снял осаду с Харбина. Отряд под командованием генерала Н.А. Айгустова взял штурмом крепость Хунчунь, что дало возможность Никольскому отряду вести наступление на Нингуту и Гирин. В дальнейшем казаки дивизиона участвовали в различных экспедициях против остатков маньчжурских войск и хунхузов – китайских разбойников. В конце 1900 г. в одной из стычек с хунхузами Михаил Сивок был убит, всего в Китайском походе дивизион потерял пятнадцать казаков.

Границу Приморской области в это время охраняли три конно-пеших сотни, сформированные из льготных казаков войска. В Козловском станичном округе было мобилизовано 144 урядника и казака, в том числе старший из братьев – Иван Сивок. В конце июля сотни провели разведку сопредельной территории по долинам рек Мурени и Нору и ликвидацию китайских пограничных постов.

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. на театр боевых действий убыл шестисотенный Уссурийский казачий полк. Сотни полка включались в состав различных отрядов для несения в основном разведывательной и охранной службы, обеспечивали связь между частями, прикрывали фланги, ежедневно сталкиваясь с противником. Уссурийцы участвовали в сражениях на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ, под Мукденом.

Казак-гвардеец

Осенью 1904 г. был призван на действительную службу Федор Сивок. После четырех месяцев обучения молодые казаки были направлены в Маньчжурию на пополнение Уссурийского казачьего полка. С полей Маньчжурии Федор Францевич попал в столичный Санкт-Петербург. В 1906 г. уссурийские казаки начали службу в составе лейб-гвардии Сводно-казачьего полка, где они составляли первый взвод 4-й Приамурской сотни в количестве 45 человек. Одним из первых в полк был направлен Федор Францевич. Лейб-гвардейские казачьи части, кроме боевой подготовки, несли караулы при особе императора и его семье, участвовали в смотрах и парадах. Между частями гвардии регулярно устраивались различные состязания, на которых офицеры и казаки полка чаще других завоевывали призы. Так, за меткость в стрельбе Федор Сивок получил императорский приз – золотые часы, а за отличие в джигитовке был отмечен серебряными стопками на подносе. В 1908 г. он был уволен на льготу в чине старшего урядника. Гвардеец пользовался неизменным уважением и доверием среди станичников, которые в 1912-1917 годах неоднократно избирали Федора Францевича казначеем и помощником Бикинского станичного атамана.

В Первую мировую войну войско выставляло на театр военных действий лейб-гвардии взвод лейб-гвардии Сводно-казачьего полка, шестисотенный Уссурийский казачий полк, трехсотенный Уссурийский казачий дивизион, а для несения службы в крае было сформировано шесть особых конных сотен.

Полк и дивизион действовали в составе Уссурийской конной бригады (с декабря 1915 г. дивизии), известной на фронте своей стойкостью, как в конном, так и в пешем строю. Уссурийский казачий полк участвовал в тяжелых боях в Польше, Курляндии, Ковенской губернии, в Карпатах и Румынии.

Младший брат

В 1915 г. пришел срок выхода на службу и младшему из братьев – моему деду – Тимофею Францевичу Сивакову, так к тому времени изменилась фамилия. Ему предстояло пройти горнила Первой Мировой и Гражданской войн, попасть под коллективизацию и быть призванным в трудовую армию в период Великой Отечественной войны.

Тимофей Францевич Сиваков в центре, 1915 год

Приказом по Уссурийскому казачьему войску от 29 января 1915 г. № 120 он был зачислен в Уссурийский казачий дивизион, который располагался в селе Раздольном Приморской области и готовил пополнение для частей, находившихся на фронте. После обучения Тимофей Сиваков был направлен в Уссурийский казачий полк. В июле 1915 г. под напором германских войск Русская армия была вынуждена начать отступление. Полк в составе Уссурийской казачьей бригады участвовал в Риго-Шавельской, Виленской операциях, в ликвидации Свенцянского прорыва. После стабилизации линии фронта полк занимал позиции по р. Двина и охранял побережье Рижского залива. Летом 1916 г. полк в составе Уссурийской конной дивизии был направлен на Юго-Западный фронт, где участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. Особенно тяжелыми были схватки в Лесистых Карпатах, где осенью 1916 г. Тимофей Францевич получил ранение. В ноябре он прибыл в войско и был зачислен в число выздоровевших казаков до особого распоряжения о командировании обратно в полк.

Рассматривая сохранившие фронтовые фотографии деда, я обратил внимание на то, как быстро люди взрослеют на войне, как пережитое оставляет неизгладимый след во внешности и взгляде. С первой фотографии смотрит только что призванный молодой цветущий юноша, на второй, сделанной через год на фронте, это уже много переживший повзрослевший казак с пронзительным взглядом. На фронт Тимофей Францевич больше не попал, последовали революции, события интервенции и Гражданской войны, советизация, коллективизация.

Во время Великой Отечественной войны следующее поколение Сиваковых встало на защиту Родины. Многие не вернулись домой. Так, Дмитрий Федорович Сиваков, 1912 г. рождения, в сентябре 1943 г. был призван Зейским райвоенкоматом Читинской области, в январе 1944 г. пропал без вести на советско-германском фронте. Павел Захарович Сиваков, рядовой, 1921 г. рождения, в октябре 1941 г. был призван Бикинским райвоенкоматом, погиб на советско-германском фронте в феврале 1943 г., по другим данным пропал без вести в декабре 1943 г.

Мой дед Тимофей Францевич в Великую Отечественную войну был мобилизован в трудовую армию. Его сыновья – мои дяди – встали на защиту рубежей советского Дальнего Востока, против которого в Маньчжурии была сосредоточена мощная японская Квантунская армия.

Константин Тимофеевич Сиваков (1923-1998 гг.) был призван в Красную армию в 1942 г., служил в одном из укрепленных районов на границе Приморского края. С августа по сентябрь 1945 г. он участвовал в боевых действиях против японцев в рядах 386-й стрелковой дивизии и 214-й пушечно-артиллерийской бригады 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта.

386-я стрелковая дивизия дислоцировалась в районе поселке Краскино. 9 августа 1945 г. части дивизии пошли в наступление и прорвали вражескую оборону. Приказом по 1014-му артиллерийскому полку 386-й стрелковой дивизии от 22 августа 1945 г. № 03/Н командир полка от имени Президиума Верховного Совета СССР объявил о награждении медалью «За боевые заслуги», в числе прочих, разведчика ефрейтора Сивакова Константина Тимофеевича за то, что он в бою 9 августа 1945 г. за населенный пункт Мадида, как разведчик, проявил смелость и быстроту по обнаружению целей, чем обеспечил продвижение наших войск. В дальнейшем Константин Тимофеевич участвовал в освобождении Северной Кореи. 30 сентября 1945 г. он был награжден медалью «За победу над Японией».

Владимир Тимофеевич Сиваков (1927-1992 гг.) был призван 24 октября 1944 г. В звании старшего лейтенанта он служил на эскадренном миноносце «Резвый», который был достроен в 1940 г. и, в числе прочих эсминцев проекта № 7, приписан к Тихоокеанскому флоту. В августе 1945 г. во время советско-японской войны Тихоокеанский флот содействовал войскам 1-го Дальневосточного фронта в освобождении Северной Кореи, участвовал в Южно-Сахалинской и Курильской десантных операциях. «Семерки» охраняли внутренние коммуникации, сопровожда¬ли транспорты, обеспечивали доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Боевых повреждений и потерь эсминцы не имели. Флотскую службу Владимир Тимофеевич окончил в 1953 г. Он был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Наши деды и отцы всегда достойно давали отпор врагу, память об этом мы, их потомки, обязаны сохранить и передать следующим поколениям. Традиционный для казачества патриотизм немыслим без знания истории страны, родного края, деяний предков.

Сиваков Тимофей Валентинович, краевед

г. Хабаровск