Как Бошняк с казаками открыл Императорскую Гавань

          В 180 верстах к югу от Де-Кастри Н. К. Бошняк онаружил глубокую  бухту. Собрав на мысу орочей, он объявил о присоединении этих мест к России, поднял русский флаг и назвал залив Императорской гаванью (ныне Советская Гавань). В их присутствии Бошняк  водрузил на берегу деревянный крест. Вырезанная на нем надпись гласила: «Гавань Императора Николая, открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком со спутниками казаками Семёном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским крестьянином Иваном Моисеевым».

Русский военно-морской флаг, установленный казаками, запер вход англо-французской эскадре и военным кораблям США в Амур. Так Россия приобрела одну из удобнейших гаваней в мире.

  В её открытии активное участие принимали казаки из Амурской экспедиции Г.И. Невельского. О них уже частично говорилось в «Записках о казачестве» председателя Приамурского географического общества, историка, почетного гражданина Хабаровска Александра Филонова. В 2017 г. вышел в свет сборник документов «Г.И. Невельской. Документы и материалы (1813–1876)». Публикуемые материалы экспедиции содержат и новые сведения о деятельности казаков на Нижнем Амуре.

На собаках, оленях, лыжах…

  — Александр Михайлович, с чего все начиналось?

 —  А началось все с того, что 15 сентября 1830 года на свет появился  Николай Константинович Бошняк. Родом он из Костромы, из дворянского сословия. В 1842 году Николай Бошняк был принят кандидатом в Морской кадетский корпус, и в 1845 году будущий моряк отправился на учебу в Петербург. В августе 1847 года Бошняк был произведен в гардемарины, а еще через два года, в июне 1849-го, окончил корпус с получением первого офицерского чина – мичмана. Как раз в это время капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской готовился к своему плаванию на Дальний Восток на транспорте «Байкал». Бошняк еще тогда хотел принять в нем участие, но еще не закончил гардемаринских классов.

           В 1851 году, когда Бошняк  стал лейтенантом, вышел приказ об его переводе  в Охотск, с зачислением в Охотский флотский экипаж. Бошняк отправился из Петербурга в Охотск сухим путем и был назначен на транспорт «Байкал».

С прибытием в низовья Амура Н.К. Бошняк назначается командиром Николаевского поста — форпоста России на тихоокеанских рубежах (будущий город Николаевск-на-Амуре). Николай Константинович со свойственной ему кипучей энергией приступил к возведению первого жилья на амурском берегу. Верными помощниками ему были казаки. Поначалу для этого они строили не дома и казармы, а якутские юрты.

Зима 1851—1852 гг. для участников Амурской экспедиции прошла в разъездах и командировках.  Казаки совершали  их  вдоль рек и озер на собаках, оленях, лыжах  — пешком.

В феврале 1852 года Николай Бошняк с двумя казаками совершает трудную  поездку на Сахалин. Это было его первое путешествие. Имея задание собрать сведения о состоянии острова, посещении его европейцами, о пребывании там русских людей, а также об отношении местного населения (айнов) к Китаю и Японии, Н.К. Бошняк проявил талант  исследователя-географа. Он не только впервые в истории пересек остров по направлению реки Тымь, но и открыл на западном его побережье залежи каменного угля.

Бошняк первым предпринимает попытку переписи островитян, собирает материал об их жизни, нравах и обычаях.

Кроме  описания местонахождения каменного угля, обнаруженного между устьем реки Виахту и заливом Уанди, Бошняк тщательно наносит на карту удобные места возможных стоянок судов для его погрузки. Достигнув устья реки Тымь, изнуренный до крайности от усталости и голода, с ранами на ногах, путешественник возвращается в селение Мгач, где его поджидали оставленные им казаки Позвейн и Парфентьев. Во время этого труднейшего пути у Бошняка кончились продукты. Питаться пришлось только юколой (вяленой рыбой, предназначавшейся для корма собак), брусникой и полугнилым тюленьим мясом.

Под парусом из простыней…

22 марта больной Бошняк возвращается с Сахалина, а в мае  вновь отправляется в поход, на этот раз по Амуру и к устью реки Амгуни.

Все это позволило Невельскому ставить вопрос о необходимости обосноваться на берегах Сахалина и залива Де-Кастри. Все приготовления должен был осуществить Н.К. Бошняк, который с честью справился с этой  миссией.

12 февраля 1853 года Бошняк выехал из Николаевского поста в сопровождении казаков Семена Парфентьева, Кира Белохвостова и якута Ивана Моисеева. 5 марта путешественники были у цели — в заливе Де-Кастри. Не теряя времени, Бошняк приступил к постройке жилья. Работал он наравне со своими казаками. Основав Александровский пост, Бошняк приступил к выполнению второй части своего задания.

Едва залив освободился ото льда, 28 апреля Бошняк с казаками отплыл от уже обжитого берега. Гиляцкую лодку он усовершенствовал, соорудив мачту и изготовив из двух простыней парус. В пути следования Бошняк делал ежедневные дневниковые записи, отмечал встречающиеся удобные бухты и лиманы. Благодаря этому Николай Константинович оставил  описание Татарского пролива.

23 мая Бошняк достиг перешейка, за которым можно было укрыться. Взгляду путешественников открылась удивительно спокойная гладь воды. Перетащив лодку через полоску земли, они очутились в совершенно закрытой бухте. Она была укрыта от всех ветров. Берега, обильно поросшие кедром, лиственницей, елью, давали основание полагать о возможности устройства здесь прекрасной и удобной гавани. Так была открыта Императорская гавань, переименованная впоследствии в Советскую Гавань.

Ворота в океан

Неделя потребовалась Бошняку на то, чтобы  положить на карту все бухточки, заливы и протоки этой гавани.

Перед тем как покинуть бухту, первооткрыватель собрал всех (около 50 человек) местных жителей. Передав старшему из жителей объявление, написанное на русском, английском и французском языках, подписанное Невельским, он просил предъявлять его всем капитанам иностранных судов, которые могут зайти в гавань. Объявление это подтверждало принадлежность данной территории России.

Здесь, в бухте Постовой, был заложен Константиновский пост. Первым его начальником  стал Н.К. Бошняк. С тех пор однажды широко распахнутые ворота в океан никогда больше не закрывались. Уже через год здесь стал на свою последнюю стоянку флагман русского парусного флота фрегат «Паллада». Орудия, снятые с «Паллады» перед затоплением ее в Императорской гавани, были установлены на батареях в Николаевске и на мысах Лазарева и Чныррах.

Необходимость во всем этом возникла в связи с нападением летом 1854 года объединенной англо-французской эскадры на Петропавловск-Камчатский. Получив  отпор от защитников города, интервенты просчитались в своей попытке захватить и уничтожить русский флот.

Вот где сказалось предвидение Невельского в необходимости укрепления  побережья!

Суда из Петропавловского порта без потерь были переведены в Николаевск, а также через залив Де-Кастри в Мариинский пост. Русская эскадра в лимане Амура и в Николаевске нашла для себя безопасное убежище. Из-за большой осадки не удалось только ввести туда фрегат «Паллада», который и был затоплен. Об этом событии сегодня напоминает памятник, установленный в бухте Постовой, недалеко от памятника-часовни первым зимовщикам, жившим здесь во главе с лейтенантом Н.К. Бошняком в тяжелую зиму 1853—54 гг. Здесь же, в Советской Гавани, в 1973 году воздвигнут памятник ее первооткрывателю — Н.К. Бошняку.

Подвиг казаков не забыт

Начальником поста в Императорской гавани на период зимовки 1853-1854 гг. назначен Н.К. Бошняк. Он вместе с 10 подчиненными подготовился к суровым холодам. Но из-за интриг в управлении русско-американской компании 10 января неожиданно для Н.К. Бошняка в Де-Кастри уже по льду еле пробился транспорт «Иртыш», для которого была подготовлена зимовка на Сахалине в бухте Томари-Анива. Вместо 10 человек в Императорской гавани собралось на зимовку 90 человек.

           Началась цинга и голод. Люди исхудали, ходили как тени и скелеты, с лицами желтыми как воск. Работали всего 20 человек, а к концу декабря их осталось лишь пятеро. 

            Помощь пришла только весной. В эту зиму на посту умерли 29 человек, в основном это были казаки.

В 2015 году по инициативе Анчевского в поселке Заветы Ильича этим людям установили памятник…

В конце января 1854 года Невельской, получив печальную весть, отправил оленей и все необходимое в Императорскую Гавань. В марте с оленями и провизией вернулся Д. И. Орлов, и положение в бухте Постовой значительно улучшилось.

           20 мая 1854 года в Императорскую Гавань на фрегате «Паллада» из Нагасаки прибыл вице-адмирал Е. В. Путятин. Находившийся на нем писатель И. А. Гончаров отозвался о заливе как о гавани, которая так «замаскирована берегом, что надобно знать очень хорошо ее положение, чтобы войти в нее».           Здоровье Н. К. Бошняка  было подорвано. В 1855 г. он переведен на Балтийский флот. В 1856 г. на корвете «Оливуца» под командой В.А. Римского-Корсакова вокруг мыса Доброй Надежды Н.К. Бошняк вернулся в Кронштадт.

            С 1858 по 1860 г. он служит на фрегате «Илья Муромец» на Балтийском и Средиземном морях.

В 1865 г. в чине капитана 2-го ранга был уволен со службы по состоянию здоровья. Умер 15 (27) декабря 1899 г. в городе Монца (Италия), куда уехал для лечения.

Историческое значение открытий Н.К. Бошняка – в присоединении к России огромных пространств Приамурского и Уссурийского краев, освоении великой русской реки Амур. Основанные им военные посты Дуэ, Де-Кастри, Хаджи (Советская Гавань), Николаевский (Николаевск-на-Амуре) превратились в многолюдные поселения. Его именем названы мыс Бошняк, поселок на Сахалине, в каждом дальневосточном городе есть улица Бошняка.

Александр АЛЕКСАНДРОВ.

Фото из архива Александра ФИЛОНОВА.