Первый Дальневосточный семинар-совещание Уссурийского войскового казачьего общества «Церковь и казачество — форпост Отечества»

В нем приняли участие священники Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, духовенство епархий Дальнего Востока, казаки и представители власти.

Казачья идеология

Духовник Уссурийского казачьего войска и руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Хабаровской епархии иеромонах Макарий (Муминов), который вел пленарное заседание, отметил, что семинар призван показать развитие патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения с участием церкви и казачьих организаций.

— Здесь собрались представители власти, казачества и духовенства для того, чтобы найти точки взаимодействия, провести координационную работу и осуществить задачи, которые стоят сегодня перед нашей страной по патриотическому воспитанию молодого поколения, по сохранению самобытных традиций и культуры, укреплению духовно-нравственных основ общества. В нашем единстве — сила, будет единство — будет и победа, — продолжил отец Макарий.

С приветственной речью от имени правящего архиерея митрополита Артемия обратился секретарь Хабаровской епархии иеромонах Николай (Белозеров): «Казаки — это, прежде всего, люди сильные духом. Пусть Господь силой Своей поможет вам соединить вашу любовь к Отечеству, к казачьим традициям с живой верой. А живая вера бывает только у человека, обладающего подлинным религиозным опытом, опытом молитвы. Человек, который ощутил помощь Божию через молитву и участие в церковных таинствах — обретает религиозный опыт…».

Руководитель отдела по работе с епархиями и органами власти Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством иерей Иоанн Малков зачитал приветствие участникам семинара от председателя Синодального комитета митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Он отметил, что «главное в центре всех обсуждений — вера в Бога и непреходящее значение христианства для казачества».

Атаман Уссурийского войскового казачьего общества Александр Агибалов в своем выступление также подчеркнул важность воцерковления казаков, особенно казачьих атаманов.

— Казачья идеология невозможна без веры, если в храм не ходит сам атаман, то не ходят и казаки. Личным примером нужно приводить в храм семьи, не только по приказу начальства посещать молебны, но и душой тянуться к вере, — сказал он.

Казачье образование

Выступая на семинаре, иерей Иоанн Малков говоря об участии священников в учебном процессе отметил, что «вся деятельность светских учебных заведений строго регламентируется законом, поэтому надо с вниманием относиться к стандартам образования и стараться избегать конфликтных ситуаций».

— Тем не менее, исторически так сложилось, что казачье образование невозможно представить в отрыве от образования религиозного, — уточнил он. — Священник был с казаком и наставлял его на протяжении всей жизни. Прошу и вас всех [обращаясь к духовенству Дальнего Востока] уделять особое внимание духовному образованию молодых казаков.

Клирик Петропавловской и Камчатской епархии протоиерей Владислав Ревенок, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством епархии, который ежегодно зимой совершает поездки на ездовых собаках до отдаленных поселков Камчатки, чтобы оказать духовную и гуманитарную помощь местным жителям, говорил о воспитании и образовании детей на примере станицы Быстринской (с. Эссо).

— Мы живем на севере, и правильно будет в традициях севера и одновременно в традициях казачества воспитывать наших детей, — говорит отец. — У нас проходит гонка на собачьих упряжках «Берингия» по тем местам, где казаки-первопроходцы шли открывать Камчатку. И мы используем эти факты в своем образовательном процессе. Мы привлекаем и местное население — эвенов, коряков.

Анна Еренкова, руководитель епархиального семейного клуба «Ладъ» при Биробиджанской епархии отметила, что в ЕАО казачьи классы и клубы есть практически во всех муниципальных образованиях. Наши мероприятия проходят в рамках инновационной региональной программы патриотического, духовно-нравственного развития детей и подростков, в духе казачьей культуры и традиций, основанной на добровольческих началах и принципах служения Отечеству и православной вере.

— Наша система непрерывного казачьего образования начинается в детском саду и заканчивается школой. Дальше, если ребята хотят продолжить свое образование — они едут в Амурскую область, поступают в казачий колледж, — говорит она. — А в ближайшей перспективе мы готовим направить наших выпускников в Московский государственный университет им. К.Г. Разумовского.

Атаман хутора Квашнинский Виктор Ференцев, писатель, исследователь истории и хранитель традиций Амурского казачества, автор книг «Казачьему роду нет переводу» рассказал, как он в школе с. Квашнино Ленинского района ЕАО вел казачий кружок, написал программу, из которой и вылилась книга для казаков, а потом и вторая, в продолжение (его статью для «Приамурского казачьего вестника» о возрождении казачества читайте в следующем номере).

Протоиерей Георгий Борисов, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Биробиджанской епархии, духовник Средне-Амурского казачьего общества и настоятель храма святителя Николая в Биробиджане говорил о духовно-нравственной основе в работе с молодежью.

— Мы проанализировали состояние казачества на нашей территории и пришли к выводу, что необходимо избежать ошибки прошлого и восполнить необходимые пробелы, — отметил протоиерей Георгий Борисов. — И мы поняли, что менять взрослых казаков, уже со сформировавшейся личностью, при этом не желая меняться, практически нереально. Именно поэтому, духовно-нравственную основу в работе с ребятами мы выделяем как основополагающую. Во всех наших мероприятиях красной нитью проходит вера и нравственность.

Главный специалист министерства образования и науки Хабаровского края, начальник отдела сопровождения и реализации целевых программ образования Ольга Григо поведала о развитии казачьего образования в регионе. Так, в учебном году 2023/24 гг. кадетские классы были организованы в крае в 73 образовательных организациях и охватывают более 9 тыс. человек. Что касается классов казачьей направленности, то они открыты в 7 муниципальных образованиях края (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный, им. Лазо, Ульчском и Хабаровском районах). 35 казачьих классов объединяют 725 учащихся.

— Приобщение детей к казачьей культуре осуществляется в школе в рамках неурочной деятельности, посредством реализации дополнительных образовательных программ, а также программ воспитания, — уточнила представитель минобрнауки. — В итоге, историю и культуру российского казачества изучают более 1,5 тыс. школьников в 21 образовательной организации, туда входит больше половины муниципальных районов. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются не только в школах, но и в детских садах, в краевой столице и соседнем Хабаровском районе, в селах и поселках. Особенно можно выделить Историко-краеведческий музей «Здесь России рубеж» в с. Казакевичево, где проводятся уроки по истории казачества для 5-6 классов, экскурсии для гостей и местных жителей.

В минобрнауки края также разработана и рекомендована к использованию там, где имеются кадетские и казачьи классы, — региональная модель кадетского образования. Она включает пять основных компонентов: гражданско-патриотический, духовно-нравственный, военно-спортивный, организационно-управленческий и социальный.

Из новшеств: с 1 сентября 2023 года в школах введены ставки советника директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями. Наставники-казаки вполне могут, имея педагогическое образование, занимать эти ставки.

Проректор по науке и инновациям Хабаровского краевого института развития образования кандидат педагогических наук Елена Осеева заверила, что с 2015 года количество кадетских классов в крае увеличилось в два раза, а то и больше.

Сейчас три школы, которые активно работают с казачьим сообществом и развивают количество классов: №6 Хабаровска, №35 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова Комсомольска-на-Амуре и №2 п. Солнечный готовят «Путеводитель создания кадетского класса» — где описан весь механизм подготовки и открытия такого класса.

Методист отдела развития социально-гражданских инициатив и детского туризма Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» и представитель Якутского казачьего общества Анна Баянова отметила нужность и полезность подобного семинара-совещания, особенно в части изучения опыта по открытию казачьих классов.

Параллельно с семинаром-совещанием прошел Совет атаманов Уссурийского казачьего войска.