Прирастить Россию

Сегодня Покровка, что под Бикином, — единственный  автомобильный и речной пункт пропуска на территории Хабаровского края. Этот статус присвоен ему распоряжением правительства России в декабре 2001 года.  В 1862 году первыми на этих землях поселились забайкальские казаки. 

 Мужик мужиком

Об этом событии лучше всего расскажет председатель Приамурского географического общества бывший командир погранотряда на Верхнем Амуре Александр Филонов.

 — В 1851 году благодаря генерал-губернатору Восточной Сибири Муравьеву было сформировано Забайкальское казачье войско.  Именно эти люди — бывшие крепостные крестьяне, ставшие казаками, — присоединили дальневосточную окраину к России.

«Пеший забайкальский казак остался мужик мужиком, только бороду не запускал, а брил поневоле. Фитильная охотничья винтовка была ему милее казённого ружья, потому что она не пугает зверя взводом курка. А что до военной выправки и дисциплины, то он частенько говорил своему начальнику-офицеру штатское «сударь», вместо положенного по уставу «ваше благородие», и при этом почёсывал затылок…» —  писал о переселенцах географ Михаил Венюков.

В 1858 -1860 годы с Китаем были заключены Айгунский и Пекинский договоры, по которым юг Дальнего Востока вошел в состав России. В результате переселения 1855-1862 годов на новые земли прибыло более 16 тысяч казаков-забайкальцев и причисленных к войску так называемых «штрафованных» (проштрафившихся нижних чинов из гарнизонных батальонов внутренних губерний страны. — Прим. авт.), которые основали здесь 96 станиц и поселков.

Хранители границы

Что же это были за люди, которые шли нехожеными тропами, ставили первые избы?
           —  В1862 году девять семей забайкальских казаков основали станицу   Покровскую. Поселение входило в Козловский станичный округ, названный в честь поручика 3-го Восточносибирского батальона Козловского, — рассказал Александр Филонов.

           Ближайшие почтовые конторы и школа были в Бикине, церковь в селе Зарубино. Местонахождение поселка Покровское несколько раз менялось из-за наводнений.

Свидетелем тяжелых условий быта казаков первой переселенческой волны был путешественник Николай Пржевальский:

«Вообще наружный вид казацких станиц далеко не привлекателен, но еще более незавидно положение их обитателей». Кое-кто из казаков переселялся на другое место, но не все, удерживала поставка дров на пароходы и обилие рыбы. «Рыбы в реке так много, что невозможно иной раз всем вместе вытянуть невод. Вылавливали за несколько раз по нескольку сот пудов разной рыбы: кеты, сазанов, нельмы, осетров, белой рыбы. Продавали заезжим купцам, а также возили в Хабаровск».

В 1868 году в станице Покровской имелось 17 дворов, жили 87 жителей, из них 29 детей. Из домашнего хозяйства в среднем было 27 лошадей и 17 быков, обрабатывалось 42 десятины земли.   По состоянию на 1903 год станица Покровская состояла из 10 дворов. Население составило 64 человека. В 1912 году насчитывалось 23 двора с населением 120 человек.

              Казаки занимались земледелием, звериным и рыбным промыслами, почтовой гоньбой.

Переезд по приговору

Любопытные факты приводит краевед.

   — Наказной атаман приамурских казачьих войск Духовской передал в пользование казакам 14927 десятин земли. Эти земли получили название «отвода Духовского».

           Для переезда на Уссури нужно было подать прошение в Приморское областное управление и приложить к нему два приговора. Первый приговор – Увольнительный, составленный обществом оставляемого села. Второй приговор – Приемный, от села принимающего. В нем говорилось о согласии  принять крестьянина, об отведенной ему земле для дома и выгоне для скота.

           А также переселенец обязан был уплатить принимающему крестьянскому обществу 80 рублей. В «приговорах» перечислялись все члены семьи, их возраст, грамотность, «род занятий», указывалось, занимается ли глава семьи рукоприкладством.

           Кроме этих расходов взимался подушный налог: 81 копейка с души в год. А еще ясачный сбор для кочевого и бродяжного народа и инородческого населения от 72 копеек до 1,03 рубля. Выплаты по ссудам.

             Согласно положению о службе казаков, каждый из них «с 18 до 21 года состоит в подготовительном разряде и в это время изготовляет себе лошадь (стоимость кавалерийской лошади 200-400 руб.), обмундирование и снаряжение (стоимость ружья 2 р. 50 коп.), обучается (с инструктором) первоначальным знаниям по службе. С 21 года до 25 лет казак несет действительную службу, а затем с 25 до 33 лет состоит на льготе дома, но должен быть постоянно готов к выступлению». С 17 лет казак получал право на земельный надел.

Иван Петрович и Карп Петрович…

История сохранила имена первых жителей Покровки, ими были Иван Петрович и Карп Петрович Волобуевы

          Священник станичной церкви Лебедев, устроивший в станице большую пасеку, приучил станичников к разведению пчел. Казаки начали брать у него рои и разводить по пасекам пчел. Глядя на батюшку, устроил пасеку учитель станичной школы Рязановский. Причем, как утверждали пчеловоды на страницах «Приамурских Ведомостей» (№ 398,1901 г.), пчелы не нуждаются в строительстве омшаников, зимуют в ульях под открытым небом. Кроме охраны границы казаки сами вели таможенный контроль.

             Была в Покровке своя винокурня. Для открытия питейного заведения на Уссури приобреталось специальное разрешение. Содержать такое заведение или торговать в нем не разрешалось лицам до 21 года, лицам на государственной службе или членам семей этих лиц. Крепкие напитки не должны были быть продаваемы в долг или под заклад одежды, вещей или обмениваться на хлеб и другие продукты, а только за наличные деньги. Виноторговцы или сидельцы (продавцы) обязаны были не допускать покупателей напиваться до беспамятства, но если такое случалось, то обязанностью виноторговца было присматривать за покупателем до его протрезвления.

       С приходом Советской власти жизнь в Покровке резко поменялась, начался передел земли.  Кто-то воевал за красных, кто-то за белых.  Многие казаки отправились на китайскую сторону. Покровка много раз переходила из рук в руки. Гражданская война не могла не захватить этот перекресток рек. По Уссури шли паро­ходы то красных, то белых, то японцев. Власть в селе ме­нялась чуть ли не каждую не­делю.

           1942 год был страшен

 В 1931 году на Уссури был организован колхоз, председателем которого был избран Иван Воросов. В 1932 году население из села Зарубино перешло в село Покровка. С 1935 года колхоз назывался «Красная Нива».

 В 1940 году в село приехали первые переселенцы, прибывшие из Пензенской области.

           1942 год для Покровки был страшен. Деревня голодала безмерно. Колхозникам хлеб на трудодни не выдали. Зерно было сдано государству. Люди ходили на поля, искали оставшиеся с осени клубни картофеля, из которых пекли оладьи. Эти оладьи назывались «тошнотиками».

           Из села на фронт Великой Отечественной войны ушло 45 человек, среди них был Николай Петрович Пустынцев. В 1943 году за успешное форсирование Днепра ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время войны в селе остались только женщины, которые создали рыболовную бригаду; улов по жребию распределялся между семьями.

                    Во время войны с Японией в 1945 году Покровка со всех сторон была окружена окопами, которые рыли солдаты и местные жители. Здесь находились регулярные части Красной Армии. На ближайших сопках были их военные укрепления. Японцы вели стрельбу с китайского берега. И как вспоминают дети военных лет, пули застревали в стенах домов, а они выковыривали их еще «горячими».

Покровка много повидала за свою историю. Здесь ассимилировались народы и народности, бушевала стихия. Все это оставило в памяти местных жителей особые следы — легенды

Издавна казаки занимались рыбалкой, что привело к возникновению поверий. В частности, известна легенда о «серебряной дорожке», отмечающей след лодки, на которой однажды священник перевез через Уссури образ Покрова Божьей Матери. Этот день, 14 октября, считается днем рождения села.

И вот странность: от соседней горы исходит какое-то непонятное  «нечто», от «чего стрелка компаса крутится как сумасшедшая». А людям – хоть бы что. Люди живут себе и надеются на возрождение.

Вот и выходит, что Покровка – село особенное.  А казаки были объединены одним желанием  –  «прирастить Россию».  Даже на памятнике графу Муравьеву-Амурскому генерал-губернатор одет в казачий чекмень. Так распорядился император Александр III.

          Александр САВЧЕНКО.

          Фото автора.

         Иллюстрации Покровки, фото казаков-переселенцев взяты из открытых источников.